Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

ФНС России разъяснила, в каких случаях доплаты за вредные условия труда НДФЛ не облагаются

15.10.2019 14:46:00
Эксперты налогового ведомства считают, что доплаты к заработной плате работникам, занятым во вредных условиях труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций. Они направлены на повышение размера оплаты труда, поэтому должны облагаться НДФЛ. Если компенсационные выплаты указанным работникам, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, подтверждены количественной оценкой затрат работника и имеют целевой характер, то они освобождаются от налогообложения НДФЛ.
Эксперты налогового ведомства считают, что доплаты к заработной плате работникам, занятым во вредных условиях труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций. Они направлены на повышение размера оплаты труда, поэтому должны облагаться НДФЛ. Если компенсационные выплаты указанным работникам, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, подтверждены количественной оценкой затрат работника и имеют целевой характер, то они освобождаются от налогообложения НДФЛ.




На информационном портале ГАРАНТ.РУ опубликовано разъяснение Федеральной налоговой службы в Письме ФНС России от 11 июля 2019 г. № БС-4-3/2668 об особенности налогообложения компенсационных выплат за работу во вредных или опасных условиях труда.
 
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ от обложения НДФЛ освобождаются доходы физлиц в виде установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах соответствующих норм), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.  


 

 
Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных нормативных правовых актах не признается компенсационной выплатой оплата труда в части превышения тарифных ставок (окладов) сотрудников на вредной или опасной работе.


 
В соответствии с нормами статьи 129 Трудового кодекса РФ данная надбавка является стимулирующей выплатой. ФНС пояснила, что если такая доплата работникам не является компенсационной, то и положения налогового законодательства, освобождающие такие выплаты от обложения НДФЛ к ней не применяются. Поэтому НДФЛ должны облагаться надбавки работникам, занятым во вредных или опасных условиях труда.
 







В соответствии с нормами статьи 210 Налогового кодекса РФ освобождение от уплаты НДФЛ может применяться по отношению к выплатам работникам за вредные условия труда, которые дополнительно предусмотрены трудовым или коллективным договором. В соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» основанием для предоставления компенсаций работникам являются результаты специальной оценки условий труда.











 




ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ОТ 11 ИЮЛЯ 2019 Г. № БС-4-3/2668
«О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА»




Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу налогообложения компенсационных выплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Согласно статье 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в целях обложения налогом на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В соответствии со статьей 147 Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере.

Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.


Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

При этом ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты, которая по своей сути является стимулирующей выплатой в смысле статьи 129 ТК РФ.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 ТК РФ, а направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 ТК РФ.

Соответственно, к таким доплатам не может применяться пункт 3 статьи 217 НК РФ, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.

В то же время статьей 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.









Статьей 219 Раздела X «Охрана труда» ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92, 117 и 147 ТК РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Согласно статье 164 ТК РФ компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.


Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

При оценке правомерности освобождения от налогообложения компенсационных выплат необходимо учитывать, что компенсационный характер выплат, освобождаемых от налогообложения, должен подтверждаться наличием количественной оценки затрат, понесенных физическим лицом в результате занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Таким образом, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда и подтвержденные количественной оценкой затрат работника и имеющие целевой характер, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании пункта 3 статьи 217 НК РФ.

 
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Л. Бондарчук
1 октября 2019 г.
 














 









 

Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда