Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Промышленная безопасность и сохранение здоровья персонала предприятий нефтегазовой отрасли

01.09.2019 9:05:00

Обеспечение безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности – одно из основных условий успешного функционирования и развития нефтегазовой отрасли. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности производственных объектов, реализуемых государственными надзорными органами и нефтегазовыми компаниями, зависит от множества факторов. Среди многообразия аспектов, влияющих на общее состояние дел, следует отметить организацию взаимодействия государственных надзорных органов и подконтрольных предприятий. Напомним, что в мировой практике существует несколько алгоритмов взаимоотношений надзорных органов и компаний. Одна из основных схем базируется на обвинительно-репрессивной модели.
Обеспечение безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности – одно из основных условий успешного функционирования и развития нефтегазовой отрасли. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности производственных объектов, реализуемых государственными надзорными органами и нефтегазовыми компаниями, зависит от множества факторов.



 


 


Среди многообразия аспектов, влияющих на общее состояние дел, следует отметить организацию взаимодействия государственных надзорных органов и подконтрольных предприятий. Напомним, что в мировой практике существует несколько алгоритмов взаимоотношений надзорных органов и компаний. Одна из основных схем базируется на обвинительно-репрессивной модели.


 
РОЛЬ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ ЗА РУБЕЖОМ


По сложившейся практике, в ходе плановой проверки, надзорный орган в лице уполномоченного инспектора или комиссии проводит комплекс формализованных мероприятий для выявления нарушений требований правил безопасности. В результате проверки все обнаруженные нарушения в письменном виде предъявляются руководителю предприятия для устранения. Одновременно оформляются документы для привлечения в судебном порядке соответствующих физических или юридических лиц к административной ответственности.
 
В дальнейшем государственный надзорный орган получает подтверждение об устранении нарушений в письменном виде или формальную отписку, свидетельствующую о том, что некоторые нарушения не были устранены по объективным причинам. Затем проводится очередная плановая проверка с повторением бюрократической процедуры фиксации выявленных или неликвидированных, по тем или иным причинам, нарушений с последующим привлечением физических или юридических лиц к административной ответственности. К сожалению, устоявшийся алгоритм взаимоотношений надзорных органов и подконтрольных предприятий, по меньшей мере, не способствует эффективному выявлению проблемных объектов или видов деятельности.
 
Причины несовершенства данной модели – многочисленность и противоречивость требований безопасности, большинство из которых были сформулированы для устаревших технологий строительства и эксплуатации объектов. Кроме того, формально все требования в области безопасности равноценны, несмотря на степень опасности возникновения аварии. Данное обстоятельство создает возможность широкой интерпретации серьезности требований, как со стороны предприятий, так и со стороны надзорного органа. Возникают ситуации, когда надзорный орган необоснованно много времени тратит на рассмотрение формальных нарушений с незначительным влиянием на безопасность, тем самым отвлекая руководящий персонал предприятий от работы, создавая возможность для серьезных нарушений, или руководство предприятия по формальным признакам отказывается принимать реальные меры по ликвидации серьезных нарушений безопасности. Активно используются возможности юридического противодействия предписаниям надзорного органа.




Автор фото: Oil and Gas Photographer / Shutterstock.



В сложившемся порядке отношений надзорных органов и подконтрольных предприятий в большей мере наблюдается противостояние, нежели взаимодействие. В режиме противодействия надзорных органов и подконтрольных предприятий производственный персонал стремится скрыть имеющиеся нарушения, а работники надзорного органа со своей стороны заинтересованы в выявлении нарушений. Возникают ситуации, когда надзорные органы и поднадзорные предприятия стараются лишь формально повысить безопасность путем фиксирования только незначительных нарушений, быстрое устранение которых создает иллюзию, что безопасность находится на допустимом уровне.









 



 
 

Одновременно остаются нерешенными проблемы, связанные с ростом аварийности и травматизма на опасном производственном объекте, поэтому показатели работы надзорного органа в области безопасности на основе количества выявленных нарушений являются малоинформативными. Не удивительно, что вопросы достоверного прогнозирования и своевременного выявления проблемных объектов или видов деятельности остаются нерешенными. Компании не принимают действенных мер по коренному перелому отношения к промышленной безопасности. Характерным примером поверхностного отношения к организации предупредительных мер являются аварии и случаи производственного травматизма, происходящие при проведении опасных работ.
 
Как известно, ежегодно по причине ошибочных действий персонала при выполнении опасных работ возникает несколько аварий, которые часто сопровождаются групповым травмированием его. Однако мер, достаточных для искоренения подобных аварий, компаниями не принимается, так как выявленные нарушения устранены и виновные привлечены к ответственности. Проблема забывается до очередного аварийного случая, в возникновении которого виноваты следующие фигуранты, поскольку предыдущие уволены, понижены в должности или травмированы. Это основная причина неудовлетворительного состояния безопасности на объектах нефтяной и газовой промышленности.



 
КАКОВЫ ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ?


Первая — это смысловой тупик «обезличивания» характера нарушений, в котором нарушение типа «утечка газа» на этапе эксплуатации — прямая угроза аварии — в формальной отчетности равноценно нарушению по ведению документации на этапе проектирования.

Вторая и наиболее важная это то, что репрессивная схема действий надзорного органа или системы внутреннего контроля компании — «выявил нарушение — примени штрафные санкции». В результате персонал производственного объекта, наиболее осведомленный о текущем состоянии безопасности, априори заинтересован в сокрытии от надзорного органа (а иногда от собственного руководства) нарушения до тех пор, пока это возможно.

Понятно, что затраты на ликвидацию этих нарушений несоизмеримы. Если предприятие зависит от решений головного офиса, то оно сможет устранять серьезные нарушения только при условии наличия необходимых ресурсов, то есть если надзорный орган требует устранения «высоко затратных» нарушений от предприятий, не имеющих нужных ресурсов, то в ряде случаев такие нарушения обречены быть повторными. Несомненно, эффективность действий надзорного органа и компании зависит от адекватности реагирования на нарушения требований безопасности. В механизме эффективного взаимодействия государственного надзорного органа с нефтегазовыми компаниями заложен значительный резерв обеспечения безопасности производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.




Автор фото: Oil and Gas Photographer / Shutterstock.



Тематика создания механизма эффективного взаимодействия государственного надзорного органа с нефтегазовыми компаниями актуальна для всех стран, имеющих объекты нефтегазового комплекса. Рассматривая пути решения данной задачи, обратимся к канадскому опыту, реализованному относительно недавно. Как известно, в канадской провинции Альберта размещается множество объектов нефтяной и газовой промышленности, большинство из которых связано с добычей и переработкой углеводородного сырья с высоким содержанием сероводорода, а также транспортированием нефти и газа по трубопроводам высокого давления. В условиях старения оборудования и трубопроводных систем и соответственно возрастания угроз возникновения аварий, перед надзорным органом провинции и нефтегазовыми компаниями были поставлены задачи значительного повышения безопасности. Для их решения в 1999 г. государственный надзорный орган провинции Альберта при активном участии общественности, профессиональных ассоциаций и ряда нефтегазовых компаний разработал процедуру принуждения к соблюдению требований безопасности. Поддержка этой процедуры принуждения осуществлялась без введения дополнительных требований безопасности, только при помощи специальных методических указаний.
 
Механизм процедуры принуждения достаточно прост. Все несоответствия или нарушения требований безопасности были распределены по трем категориям в зависимости от серьезности возможных последствий. Эти категории нарушений составляют так называемую «лестницу принуждения», в которой на нижней ступени находятся незначительные нарушения, затем по возрастанию – существенные и на верхней ступени – серьезные нарушения...






 








 

Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда