Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Консультация: вопросы проведения специальной оценки условий труда

09.08.2019 11:31:00
Просим разъяснить, проводится ли процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников врачей, досрочно выходящих на пенсию, которые работают в медицинских учреждениях, расположенных на территории, приравненной к  районам Крайнего Севера? Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех имеющихся рабочих местах, за исключением рабочих мест, обозначенных в части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ... 
Просим разъяснить, проводится ли процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников врачей, досрочно выходящих на пенсию, которые работают в медицинских учреждениях, расположенных на территории, приравненной к районам Крайнего Севера?



Источник фото: shutterstock.com.


 
Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех имеющихся рабочих местах, за исключением рабочих мест, обозначенных в части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ. Назначение досрочной пенсии в отношении медицинских работников осуществляется в соответствии с подпунктом 20 пункта 1  ст. 27  Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781  не зависимо от результатов проведенной СОУТ.
 
Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, назначение досрочной пенсии производится в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и также не зависит от результатов проведенной СОУТ. Таким образом, на рабочих местах медицинских работников процедура специальной оценки условий труда проводится в обязательном порядке.
 


 
Необходимо ли в рамках производственного контроля при оценке освещения на рабочих местах проводить измерения для определения коэффициента естественной освещенности (КЕО) и коэффициента пульсации ведь при проведении СОУТ данные измерения не производят?

 


Источник фото: shutterstock.com.



Если в нормативных документах установлены требования по оценке КЕО и коэффициента пульсации, то в рамках производственного контроля необходимо производить соответствующие измерения в полном объеме, ведь такие нормативные документы как СП 5213330-2011, СанПиН  2.2.2/2.4.1340-03 или отраслевые документы  никто не отменял. Данные показатели исключены из оценки только в рамках процедуры специальной оценки условий труда.


 
Нужно ли по результатам специальной оценки условий труда назначать проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)?
 

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены  Приказом № 302н. В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» применение Приказа №302н в качестве обоснования необходимости проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным.
 
Это может быть обосновано тем, что в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к Приказу № 302н прохождению  обязательных  периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
 
Вместе с тем, необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ – «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
 
На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, считаем целесообразным в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.  
 



Источник фото: shutterstock.com.



Кроме того, следует отметить, что согласно абзацу 2 статьи 213 Трудового кодекса РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.

Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.
 
Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников,  в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда. 
 
На основании изложенного, считаем нецелесообразным указание в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации (приказе, инструкции и пр.).
 
В качестве основания для прохождения обязательных периодических медицинских осмотров в случае установления на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда предлагаем в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда указывать только статью 213 Трудового кодекса РФ...






 









 

Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда