Судебные приставы смогут взыскивать с нерадивых работодателей задолженность по зарплате
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Судебные приставы смогут взыскивать с нерадивых работодателей задолженность по зарплате

17.09.2019 13:14:00
Правительство России инициировало разработку законопроекта, нормы которого наделяют государственных инспекторов труда правом направлять в Федеральную службу судебных приставов предписания о принудительном взыскании денежных средств работодателя для уплаты задолженности работникам по заработной плате. В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Данное право работников законодательно обеспечивается предоставляемыми государственными гарантиями...
Правительство России инициировало разработку законопроекта, нормы которого наделяют государственных инспекторов труда правом направлять в Федеральную службу судебных приставов предписания о принудительном взыскании денежных средств работодателя для уплаты задолженности работникам по заработной плате.



 

Автор фото: Golubovystock / Shuterstock.
 
 
 
В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплено право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Данное право работников законодательно обеспечивается предоставляемыми государственными гарантиями, которые в том числе могут быть реализованы посредством осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.






Приоритетный порядок охраны заработной платы работника предусмотрен нормами ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда № 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, предусматривающим приоритетный порядок охраны заработной платы работника.


 

 
С текстом Конвенции Международной
организации труда № 95 можно
ознакомиться здесь.


 
 
 
Для того, чтобы обеспечить работников дополнительными гарантиями по восстановлению нарушенных трудовых прав предполагается наделить государственного инспектора труда полномочиями (по результатам проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) принимать меры по принудительной выплате работодателем выявленной задолженности по начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате, а также по другим начислениям, причитающимся работнику.
 
Новыми полномочиями госинспекторы смогут воспользоваться в случае неисполнения в установленный срок работодателем выданного ему ранее  Рострудом соответствующего предписания о выплате задолженности. Решение о денежном взыскании с работодателя оформляется в виде исполнительного документа в соответствии с требованиями Федерального закона «Об исполнительном производстве». Решение о взыскании направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
 
Предусмотренные законопроектом изменения учитывают практику применения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в ГИТ в целях защиты своих трудовых прав. Принятие законопроекта позволит развить механизмы такой защиты, а также создаст в дополнение к судебным процедурам новые возможности для погашения перед работниками долгов по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.
 
Будет существенно упрощен порядок взыскания средств с компаний, которые являются должниками. Если на расчетном счете работодателя имеются денежные средства, то они сразу пойдут на погашение задолженности перед работниками. Наложение взыскания будет возможно в течение двух месяцев после решения государственной инспекции труда. Судебным приставам банки по запросу будут предоставлять информацию о всех счетах работодателя, справки о движении валютных и рублевых денежных средств.
 
Принятие законопроекта  не повлечет за собой дублирования полномочий судебных органов. Будут исключены условия для двойного исполнения требований работника по невыплаченным денежным средствам. Работодатель сможет обжаловать судебный приказ, а также сможет обжаловать решение государственного инспектора труда о данном взыскании.






 
На заседании Правительства Российской Федерации премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ отметил, что принятие данного закона проводится в рамках борьбы с недобросовестными компаниями, у которых есть задолженность по зарплате и другим выплатам. «К сожалению, таких компаний достаточно, они подчас месяцами не платят своим сотрудникам. Добиваться полагающихся денег от коммерческих структур, от структур, которые контролируются частным капиталом, подчас тяжело, долго, – подчеркнул Дмитрий МЕДВЕДЕВ. – Не у всех людей есть специальные юридические познания. Нам нужно эту процедуру ускорить, для того, чтобы долги по зарплате можно было получать в упрощенном порядке, просто обратившись в трудовую инспекцию».
 
Министр труда и социальной защиты РФ Максим ТОПИЛИН обратил внимание на то, работодателю будет предоставлено достаточно времени для того, чтобы самостоятельно устранить выявленные инспекторами нарушения и выплатить все причитающиеся работнику денежные средства.
 
 

 
 

 
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО
ВОПРОСАМ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ
ПО ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ИНЫХ СУММ, ПРИЧИТАЮЩИХСЯ РАБОТНИКУ
 


Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3033; 2003, №27, ст. 2700; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №27, ст. 2878; №52, ст. 5498; 2008, №30, ст. 3613; 2009, №1, ст. 21; №30, ст. 3732; 2011, №30, ст. 4590, 4596; 2013, №52, ст. 6986; 2016, №18, ст. 2508; №27, ст. 4205; 2018, №1, ст. 86; №30, ст. 4542)
 
следующие изменения:
 
в статье 356:

а) дополнить новыми абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым следующего содержания:
 
«организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;
принимает меры по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;»;
 
б) абзац двадцать третий считать абзацем двадцать пятым; часть первую статьи 357 дополнить абзацами следующего содержания:
 
«выдавать предостережения о недопустимости нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии с частью четвертой статьи 3601 настоящего Кодекса.»;

дополнить статьей 3601 следующего содержания:
 
«Статья 3601. Порядок принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений В случае невыполнения работодателем в срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, государственный инспектор труда принимает решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее – решение о принудительном исполнении).
 
Информация, содержащая разъяснения о порядке принятия решения о принудительном исполнении, включается в предписание государственного инспектора труда, указанное в части первой настоящей статьи.
 
Решение о принудительном исполнении от имени федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном настоящим Кодексом, принимается государственным инспектором труда по истечении срока, установленного в предписании государственного инспектора труда, указанном в части первой настоящей статьи, при отсутствии сведений о его исполнении по результатам внеплановой проверки, предусмотренной абзацем вторым части седьмой статьи 360 настоящего Кодекса, но не позднее одного месяца после истечения указанного срока и (или) не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным данного предписания в случае его обжалования в судебном порядке.
 
Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом, оформляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», и в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения направляется государственным инспектором труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение десяти дней со дня получения обжаловать данное решение в суде.
 
Решение о принудительном исполнении подписывается государственным инспектором труда и заверяется  печатью соответствующего территориального органа федерального органа
исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
 
По истечении срока обжалования решения о принудительном исполнении экземпляр данного решения в форме электронного документа, подписанного государственным инспектором труда усиленной квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, направляется на исполнение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка          деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в случае его обжалования – после вынесения судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
 
Положения настоящей статьи не применяются по отношению к взысканию денежных средств, начисленных, но не выплаченных лицам, указанным в части четвертой статьи 3494 настоящего Кодекса.».

 
Президент Российской Федерации
 


 
 
 






 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда