Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Факторы, влияющие на качество работ по специальной оценке условий труда

07.06.2019 8:43:00
Существует несколько основополагающих факторов, влияющих на качество работ по специальной оценке условий труда (экономически обоснованная стоимость выполнения работ; существование государственного контроля за качеством работ; ответственность исполнителя работ). Только при неукоснительном выполнении этих условий Заказчик (потребитель) может рассчитывать на получение заведомо качественной услуги по специальной оценке условий труда. В настоящее время одним из способов выбора Исполнителя при организации работ по специальной оценке условий труда  является тендер.
Существует несколько основополагающих факторов, влияющих на качество работ по специальной оценке условий труда (экономически обоснованная стоимость выполнения работ; существование государственного контроля за качеством работ; ответственность исполнителя работ). Только при неукоснительном выполнении этих условий Заказчик (потребитель) может рассчитывать на получение заведомо качественной услуги по специальной оценке условий труда. В настоящее время одним из способов выбора Исполнителя при организации работ по специальной оценке условий труда  является тендер.

 
Тендер хорош тем, что максимально экономит средства Заказчика. Однако, стоимость работ по специальной оценке условий труда как главный критерий выбора Исполнителя ставит вопрос о качестве этих работ, т.к. чрезмерно заниженная в целях конкурентоспособности цена не дает временной возможности даже квалифицированным экспертам по специальной оценке условий труда (СОУТ) выполнить свою работу добросовестно.
 
Для установления обоснованной цены выполнения работ по СОУТ необходимо вначале определить их состав и выполнить нормирование (определение трудоемкости процессов в чел/час.).






 
Итак, состав работ по СОУТ включает в себя:
 
– изучение технологического процесса на рабочем месте по технологической документации на производстве – руководитель испытательной лаборатории (центра) совместно с членом комиссии (технолог, руководитель подразделения, нормировщик) организации;
– установление тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте – специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) совместно с членом комиссии (нормировщик) организации;
– установление численности работающих, осуществляющих трудовой процесс – специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) совместно с членом комиссии (кадровик) организации;
– идентификация вредных и опасных производственных факторов, измерение физфакторов на рабочем месте, измерение химфакторов на рабочем месте специалист-эксперт испытательной лаборатории (центра) при участии члена комиссии (представитель работников – профсоюз, руководитель подразделения);
– установление (расчет) степени влияния факторов производственной среды на рабочем месте – специалист-эксперт (врач-гигиенист) испытательной лаборатории (центра) совместно с членом комиссии (медработник) организации.
 
Разработка индивидуальных мероприятий по стабилизации и улучшению условий труда для работников на рабочем месте – сотрудники испытательной лаборатории (центра) плюс руководитель, члены комиссии организации участвующие в оценке условий труда.
 
Трудоемкость процесса оценки условий труда зависит от сложности технологического процесса, компетентности членов комиссии организации в части оценки условий труда, числа рабочих мест, наличия вредных и опасных производственных факторов.
 
Компетентность специалистов-экспертов позволяет снизить время на обработку результатов оценки.
 
Компетентность членов комиссии позволяет снизить время на установление качества (достоверность) работ специалистов-экспертов испытательной лаборатории (центра),
 
Сложные рабочие места характеризуются  – использованием (привлечением) большего числа работников одной профессии или должности, использованием различных видов производственного оборудования и транспортных средств на рабочем месте.
 
Стоимость работ по СОУТ включает в себя затраты на непосредственное выполнение обязательств по договору СОУТ:
 
– заработная плата сотрудников лаборатории, участвующих в выполнении работ;
– начисления на заработную плату;
– амортизацию приборов;
– использование транспортных средств;
– командировочные расходы (при их наличии);
– расходные материалы на оформление результатов, средства коммуникации.




 


Общелабораторные расходы, отнесенные на временный промежуток выполнения работы пропорционально стоимости работ по договору СОУТ:
 
– расходы на аккредитацию лаборатории и инспекционные проверки;
– расходы на обучение и повышение квалификации экспертов;
– расходы на поверку приборов;
– расходы на аренду и / или эксплуатацию помещения;
– расходы на содержание рабочих мест сотрудников лаборатории.
 
Общехозяйственные расходы, отнесенные на временный промежуток:
 
– заработная плата и начисления на нее управленческого персонала, обслуживающего персонала (клининг, охрана и т.д.);
– расходы на содержание офиса: аренда, эксплуатация, канцелярские товары, связь, справочные системы и т.д.
 
При постатейном анализе состава затрат становится очевидно, что наибольший удельный вес имеет заработная плата, которая напрямую зависит от трудоемкости процесса СОУТ. Отсутствие официально утвержденной на уровне Минтруда России методики расчета трудоемкости «развязывает руки» недобросовестному Исполнителю, т.к. Заказчику не с чем сравнивать предоставленную ему калькуляцию затрат, критерий оценки отсутствует.
 
Весомую долю затрат составляют начисления на заработную плату (30%), которые Исполнитель может «сэкономить», выдав своим сотрудникам «серую» зарплату в конверте.
 
Очевидное удорожание работ представляют собой расходы, связанные с командировками т.е. при одинаковом качестве работ услуги иногороднего Исполнителя встанут Заказчику дороже.
 
Немалых средств стоит аккредитация, приобретение и поверка приборов, постоянное повышение квалификации сотрудников лаборатории СОУТ.
 
В соответствии с теорией надежности временной фактор проведения СУОТ зависит от времени осуществления на рабочем месте как минимум шести повторяемых  циклов технологического процесса (режима работы) для стационарного оборудования и одиннадцать для каждого режима движения транспортного средства, одиннадцать для подъемно-транспортного оборудования, одиннадцать для работы на стационарном режиме средств механизации. Необходимое число измерений прописывается в аттестованных методиках измерений процесса оценки условий труда и стандартах независимой экспертизы условий труда Единой Национальной Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, работ, услуг и продукции в области охраны труда (ЕН СДСОТ). Настоящие режимы процесса оценки условий труда позволяют повысить достоверность оценки до 95%, что и подтверждается статистической информацией полученной автором статьи в результате практического опыта оценки условий труда.
 
При оценке и анализе информации о компетентности специалистов-экспертов организаций по специальной оценке условий труда (в рамках ее компетенции) необходимо руководствоваться следующей информацией:

– аттестация экспертов в установленном Законодательством порядке;
– практический опыт по выполнению работ по СОУТ на аналогичных предприятиях.
 
Стоимость работ по специальной оценке условий труда на рабочих местах корректируется с учетом класса риска предприятия пропорционально страховому тарифу ФСС (соответствующему виду экономической деятельности), установленным с учетом скидок и надбавок.
 
Для этого должны быть установлены поправочные коэффициенты производственного риска, которые и влияют на стоимость работ по специальной оценке условий труда.
 
Экономическое обоснование стоимости выполнения работ по СОУТ является залогом их качества, т.к. выполнение всех условий влечет за собой вполне определенные расходы со стороны Исполнителя, сократить которые, не поступившись качеством проведения СОУТ, невозможно. Пренебрегать этим, означает, со стороны Заказчика, играть со своими работниками в «игры на выживание», делая их заложниками  формально проведенной СОУТ, не составленных и нереализованных планов по улучшению условий труда, агрессивной производственной среды.
 
Необходимо отметить, что в настоящее время в процессе специальной оценки условий труда участвуют специалисты территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Эти организации играют роль контролирующих организаций Минтруда.
 
Деятельность организаций в рамках государственной экспертизы условий труда осуществляется в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации и регламентируется Приказом Минтруда России №549н от 12 августа 2014 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда» (далее Порядка).
 
Государственная экспертиза проводится с целью оценки информации по трем направлениям процессов оценки следующих объектов государственной экспертизы:

– качества проведения специальной оценки условий труда; 
– правильности предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда;
– фактических условий труда.
 
То есть, государственная экспертиза условий труда отвечает за качество процесса специальной оценки условий труда, обязана анализировать результаты специальной оценки с целью подтверждения правильности предоставления или отмены гарантий и компенсаций, иметь возможность силами своих специалистов контролировать фактические условия труда.
 
Государственная экспертиза условий труда действует только в рамках заявлений прописанных в п.п. 3 и 4 Порядка, и не должна по собственной инициативе организовывать контроль за качеством специальной оценки условий труда.
 
Процедура государственной оценки условий труда, в рамках специальной оценки условий труда, по всем трем направлениям проводится специалистами государственной экспертизы условий труда бесплатно. Особое внимание обращается на то, в обязанности государственного эксперта входит объективность и обоснованность выводов, изложенных в их заключении, что обусловлено уровнем их компетентности.
 
Для проведения работ экспертами государственной экспертизы условий труда, в рамках специальной оценки условий труда, перед началом работ анализируется передаваемая вместе с официальным письмом, следующая документация:
 
– отчет о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет);
– предписания должностных лиц государственных инспекций труда об устранении выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» нарушений (при наличии).
 
Для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и условиями труда:
 
– отчет;
– иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
– коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
– положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
– локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной продолжительности рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
– список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
– копия заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за последний год;
– для проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки фактических условий труда работников:
– отчет;
– иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
– коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), локальные нормативные акты, устанавливающие условия труда работника (работников), включая режимы труда и отдыха;
– предписания должностных лиц государственных инспекций труда и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в ходе проведения мероприятий по государственному надзору в установленной сфере деятельности (при наличии).
 
Процесс (процедура) государственной экспертизы условий труда осуществляет государственный эксперт (экспертная комиссия) путем последовательной реализации следующих процедур:
 
– рассмотрение оснований для государственной экспертизы условий труда в целях определения полноты содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда и их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда;
– проведение экспертной оценки объекта государственной экспертизы условий труда;
– проведение (при необходимости) исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров);
– оформление результатов государственной экспертизы условий труда.
 
Все этапы процедуры государственной экспертизы должны найти отражение в протоколах или других результирующих процедуру государственной экспертизы результатов специальной оценки условий труда.
 
Для проведения государственной экспертизы условий труда результатов специальной оценки условий труда предусмотрен срок проведения не более тридцати рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда оснований для государственной экспертизы условий труда.
 
Государственной экспертизой условий труда по результатам специальной оценки условий труда установлены следующие сроки реализации процессов: рассматриваются исходные данные основания, определяется полнота содержащихся в них сведений об объектах государственной экспертизы условий труда, их достаточности для проведения государственной экспертизы условий труда – в течении семи рабочих дней со дня регистрации в органе государственной экспертизы условий труда.
 
Особое внимание обращается на то, что информация об отказе (непроведении) направляется, руководителем государственной экспертизы, заявителю течение пяти рабочих дней со дня поступления к нему документов от государственного эксперта.
 
Этап проведения государственной экспертизы условий труда предусматривает реализацию п.п. 23, 24 и 25 Порядка, на основании анализируемой информации из отчета последовательно проверяя на соответствие требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно указанного заявителем объекта государственной экспертизы условий труда.
 
Особых случаях, если в заявлении, определении судебного органа или представлении государственной инспекции труда указывается на несогласие с результатами проведенных, и на основании гражданско-правовых договоров за счет средств заявителя, предусматривается проведение исследований (испытаний) и измерений фактических факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
 
Решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса принимается руководителем государственной экспертизы по представлению государственного эксперта (экспертной комиссии) на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований (испытаний) или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров).
 
Результаты государственной экспертизы условий труда оформляются государственным экспертом (экспертной комиссией) согласно п.п. 32-37 Порядка, и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения:
 
– выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
– направляется в соответствующий судебный орган или государственную инспекцию труда почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
 
Таким образом, гарантия качества результатов специальной оценки условий труда, должна гарантироваться специалистами государственной оценки условий труда.
 
Однако, как показывает опыт, экспертиза условий труда может предусматривать  довольно большие объемы работ, которую практически одними специалистами государственной экспертизы условий труда в установленные Порядком сроки выполнить не возможно, поэтому могут привлекаться специалисты-эксперты по независимой экспертизе условий труда.
 
В соответствии со Статьей 14.48 КоАП РФ «Предоставление недостоверных результатов исследований (испытаний)» специалисты – эксперты должны помнить о своей ответственности за проводимую ими работу независимо от вышеперечисленных проблем, т.к представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки  (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок  от одного года до трех лет; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 
 
Автор публикации:
В.К. Иванов, 

президент «Национального правового
внедренческого объединения

охраны труда и промышленной безопасности»


 
Источник публикации: biota.ru.






 








 

Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда