Роструд: Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда в 2016 году
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Роструд: Доклад по правоприменительной практике федерального государственного надзора в сфере труда в 2016 году

17.05.2017 11:43:00
Нормы трудового права, соблюдение которых является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, содержаться в многообразных правовых источниках, виды которых перечислены в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ)...
      ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

  

                                                                                 

 
Доклад по правоприменительной практике  федерального

государственного надзора в сфере труда в 2016 году



Нормы трудового права, соблюдение которых является непосредственным предметом рассматриваемого федерального государственного надзора, содержаться в многообразных правовых источниках, виды которых перечислены в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). До настоящего времени в соответствии со статьей 423 ТК РФ на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных правовых актов, утвержденных органами власти СССР, как из-за отсутствия нормативных правовых актов Российской Федерации, соответствующих новой общественно-экономической системе, так и из-за неполноты  последних.



Несмотря на значительное количество и многообразие источников трудового права, правильное их применение во многом может быть обеспечено знанием основных положений трудового законодательства, содержащихся в ТК РФ и иных федеральных законах, содержащих нормы трудового права.
 
В системе источников трудового права действует принцип не ухудшения положения работника: каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не могут противоречить федеральному законодательству; локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями; коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (статьи 6 – 9 ТК РФ).
 
Что касается содержательной части трудового законодательства, то проблемами, оказывающими негативное влияние на эффективность правоприменительной деятельности, и существенно ограничивающими возможность должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, а также оперативно находить и правильно применять необходимые нормы права, являются:
 
– отсутствие должной систематизации трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;
– неопределенность правового регулирования, вызванная наличием в трудовом праве пробелов и коллизий, а также отсутствием подкрепления отдельных норм ТК РФ;
– непринятие уполномоченными органами государственной власти нормативно-правовых актов в развитие бланкетных норм ТК РФ.
 
В целях обобщения и анализа правоприменительной практики в 2016 году Рострудом был издан приказ от 14.11.2016 № 460 «Об установлении порядка сбора, обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций».

 
 
 
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ТРУДА. РАССЛЕДОВАНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
 
 
Государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации в 2016 году в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 136 064 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом возросло количество проверок проведенных во внеплановом порядке – 117 919 проверок.
 
Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав, в том числе значительный рост проверок спровоцировало ухудшение ситуации с выплатой заработной платы работникам бюджетных учреждений в установленные сроки. В этом росте также играет роль качественное изменение уровня информационной открытости деятельности федеральной инспекции труда, которой способствует появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений.
 
В связи с изменением действующего законодательства в части внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» продолжается тенденция снижения доли плановых проверок.
 
Анализ поступивших более 33 тыс. обращений граждан в ЦА Роструда в 2016 году, по вопросам нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,  позволяет установить наиболее актуальные вопросы, которые возникают при применении работодателями трудового законодательства, это:
 
– невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы – 18,8 тыс. обращений (16,3 в 2015 г.);
– правильность оплаты труда (в основном снижение заработной платы) более 6 тыс. (5,3 тыс. в 2015 г/);
– незаконное увольнение работников – около 4 тыс. обращений (3,8 тыс. в 2015 г.);
– прием на работу, заключение трудового договора, ведение трудовой книжки – 4,0 тыс. (2,2 тыс. в 2015 г.);
– охрана труда, специальная оценка условий труда на рабочих местах – 1,8 тыс. (1,6 тыс. в 2015 г);
– расследования несчастных случаев – 707 обращений (617 в 2015 г.).

 


В ходе проведенных в 2016 году всех надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, было выявлено свыше 478,9 тыс. нарушений трудового законодательства.

 
Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за 2016 год позволяет сделать вывод о том, что наиболее частые нарушения допускаются работодателями по вопросам:
 
– оплаты и нормирования труда – 112 195 нарушений;
– трудовые договора – 58 680 нарушений;
– гарантий и компенсаций – 15 332 нарушений;
– материальной ответственности сторон – 14 287 нарушений;
– проведения медицинских осмотров работников – 21 668 нарушения;
– обучения и инструктирования работников по охране труда –
51 379 нарушений;
– обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты – 28 331 нарушения;
– расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве – 9 240 нарушений;
– соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах – 15 768т нарушений;
– по другим вопросам охраны труда – 71 417 нарушений. 

 
 
 
ОПЛАТА ТРУДА
 
 
Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений наиболее распространенными нарушениями являются:
 
– невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 части 1 статьи 21 ТК РФ);
– нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение статьи 136 ТК РФ);
– невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение статьи 140 ТК РФ);
– нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение статьи 136 ТК РФ);
– отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение статей 146, 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ).

 
 
 
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
 
 
Результаты надзорной деятельности государственных инспекций труда в 2016 году также свидетельствуют о том, что наиболее частыми нарушениями трудового законодательства, допускаемыми работодателями, продолжает оставаться и ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками либо уклонение от их оформления совсем.
 
Так федеральной инспекцией труда была организована работа по организации и проведению внеплановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в хозяйствующих субъектах, в целях легализации трудовых отношений.
 



 
В ходе проведения проверок по требованию государственных инспекторов труда работодателями было в 2016 году оформлено 108 268 трудовых договоров, из которых ранее не оформленных в нарушение трудового законодательства – 27 024.
 
 
 
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
 
 
Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства, регулирующими порядок оформления и расторжения трудовых договоров, являются нарушения требований:
 
– части 2 статьи 57 ТК РФ (отсутствие в трудовых договорах обязательных условий (оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки, определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.);
– части 4 статьи 57 ТК РФ (внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством);
– части 2 статьи 58 ТК РФ (заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований);
– статьи 67 ТК РФ (не оформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника);
– статьи 79 ТК РФ (расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора);
– статей 86, 87 ТК РФ (отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников);
– части 4 статьи 84.1 ТК РФ (невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, не направление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте);
– статьи 137 ТК РФ (включение в заключаемые с работниками трудовые договора условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условия о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя, за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию);
– статьи 180 ТК РФ (уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора).

 
 
 
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ
 
 
В последние годы сложилась практика заключения с работниками договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, оказания услуг и т.д.), а также использование заёмного труда. Работодатели, уклоняясь от предоставления работникам гарантий, установленных трудовым законодательством, необоснованно заключают договоры гражданско-правового характера. Вместе с тем, в данных отношениях усматриваются признаки трудовых отношений: работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, установленным у работодателя; налицо подчиненное положение работника по отношению к работодателю; ежемесячная выплата заработной платы; характер поручаемой работы и т.д.
 
В связи с тем, что должностное лицо федеральной инспекции труда не вправе квалифицировать характер правовых отношений между сторонами, работник вынужден обращаться в суд. Основные вопросы, с которыми работники обращаются в суд, связаны, в основном, с восстановлением на работе по причине незаконного увольнения по инициативе работодателя, а также с целью установления факта трудовых отношений и обязать работодателя оформить трудовых отношения в соответствии с действующим законодательством.
 

 
 
ОХРАНА ТРУДА И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
 
 
В 2016 году федеральной инспекцией труда продолжалось осуществление системного государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части охраны труда.
 

 

 
Из общего количества выявленных нарушений (478,9 тыс.), было выявлено 9,2 тыс. нарушений по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

 
Одним из основных методов снижения уровня производственного травматизма является осуществление планомерных мероприятий по федеральному государственному надзору за состоянием условий и охраны труда в организациях, обеспечение максимального охвата проверяемых предприятий.
 



 
В ходе осуществления системных мероприятий по выявлению фактов сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2016 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 726 сокрытых несчастных случая на производстве, включая 213 несчастных случаев со смертельным исходом.  По оперативным данным в 2016 году произошло 6 121 несчастный случай с тяжелыми последствиями.
 

Анализ состояния производственного травматизма в разрезе основных видов экономической деятельности показал, что в число видов экономической деятельности, с наибольшей численностью травмированных в 2016 году вошли такие виды экономической деятельности как строительство, обрабатывающие производства, транспорт, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых.
 
Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от вида (типа) показывает, что наибольшее количество происходит по следующим видам (типам).
 
Несчастные случаи со смертельным исходом:
 
– воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 288 случай (20 %);
– падение пострадавшего с высоты – 269 случая (19 %);
– транспортные происшествия – 191 случай (13 %), из них 183 случаев на наземном транспорте;
– падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 184 случая (13 %);
– воздействие электрического тока – 137 случая (10 %).
 
Групповые несчастные случаи:
 
– транспортные происшествия – 222 случая (53 %), из них 206 случаев на наземном транспорте (происшедшие; в пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя – 74 случая);
– падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 33 случая (8 %);
– воздействие дыма, огня и пламени – 32 случая (8 %);
– воздействие вредных веществ – 27 случаев (7 %).
 
Тяжелые несчастные случаи:
 
– падение пострадавшего с высоты – 1149 случая (27 %);
– воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. – 1021 случай (24 %);
– падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и прочие – 482 случая (11 %), в т. ч. удары случайными падающими предметами – 274 случая;
– транспортные происшествия – 446 случая (10 %), из них 417 случаев на наземном транспорте (происшедшие; в пути на работу (с работы) на транспортном средстве работодателя – 101 случай);
– падение на ровной поверхности одного уровня – 376 случаев (9 %).

 
 
 
ПРИЧИНЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
 
 
Анализ показателей распределения количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями в зависимости от причины показывает, что наибольшее количество происходит по следующим причинам.
 
В несчастных случаях со смертельным исходом:
 
– неудовлетворительная организация производства работ – 459 случая (32 %);
– нарушение правил дорожного движения – 150 случая (11 %);
– нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 148 случай (10 %), из них 40 случаев при нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения;
– нарушение технологического процесса – 96 случая (7 %).
 
В групповых несчастных случаях:
 
– нарушение правил дорожного движения – 178 случая (43 %),
– неудовлетворительная организация производства работ – 93 случая (22 %);
– нарушение технологического процесса – 29 случая (7 %).
 
В тяжелых несчастных случаях:
 
– неудовлетворительная организация производства работ – 1383 случая (32 %);
– нарушение правил дорожного движения – 369 случая (9 %);
– нарушение технологического процесса – 288 случая (7 %);
– нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 281 случай (7%), из них 39 случаев при нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения.
 
Неудовлетворительная организация производства работ выражается, прежде всего, в несогласованности выполнения работ, в применении опасных приемов, в нарушении правил охраны труда при эксплуатации оборудования. Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда наблюдались в тех предприятиях, где практически не использовался опыт квалифицированных работников и специалистов, а также формально, в общем виде, проводился инструктаж по охране труда на рабочих местах.
 
Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, как правило, сводились к тому, что работающие допускали неоправданное сокращение технологических операций и другие действия для ускорения своей работы. В отдельных случаях, имели место случаи выхода на работу в состоянии алкогольного опьянения, причем работодатель не применяет мер по отстранению работников появившихся в состоянии алкогольного опьянения.
 
Таким образом, высокий уровень смертности от организационных причин вызван низким качеством организации работ административно-техническим персоналом, а также отсутствием контроля за работниками.
 
Для повышения эффективности мониторинга уровня производственного травматизма утвержден приказ Роструда от 05.12.2016 № 494 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния и причин производственного травматизма и предложений по его профилактики в Российской Федерации», в соответствии с которым проводится полугодовой анализ производственного травматизма в Российской Федерации.

 
 
 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
 
 
В 2016 году было выявлено свыше 18 тыс. нарушений установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах.
 
Основными нарушениями, выявленными государственными инспекторами труда в 2016 году при проверке хозяйствующих субъектов по вопросам оценки условий труда, являются следующие нарушения:
 
– непроведение работодателями СОУТ;
– недоведение результатов СОУТ до сведения работников;
– игнорирование результатов СОУТ при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда при решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
 
В соответствии с пунктом 37 плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р были проанализированы обязательные требования в сфере обеспечения безопасных условий труда.
 
Проведенный анализ обязательных требований по вопросам обеспечения безопасных условий труда, установленных отдельными федеральными законами (в том числе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Градостроительный кодекс Российской Федерации) и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, свидетельствует, что они содержат аналогичные общие обязательные требования по обеспечению безопасности условий труда на рабочем месте, которые содержатся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах по охране труда.

 
 
 
МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
 





В 2016 году уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда были наложены денежные штрафы на общую сумму 3 826,8 млн. рублей.

 
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты решения о привлечении к административной ответственности 8 506 должностных лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, включая административное приостановление деятельности 6 структурных подразделений и производственных участков, а также дисквалификацию 44 виновных должностных лица, допустивших повторно аналогичные нарушения требований трудового законодательства.
 



 
В течение 2016 года уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда за воспрепятствование проведению проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, было составлено 4 753 протокола об административном правонарушении в соответствии с частями 1-3 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
 



 
В 2016 году уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда было направлено в судебные органы в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ 6 134 протоколов об административном правонарушении за неуплату штрафа в срок, по которым судами принято 3 230 решений о привлечении к ответственности должностных и юридических лиц.

 
На протяжении длительного времени в соответствии со статьями 25.1-25.11 КоАП РФ должностные лица федеральной инспекции труда, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях в судебных органах, а значит – фактически лишены права участвовать в рассмотрении дела, давать объяснения, представлять доказательства. При этом сложилась устойчивая практика рассмотрения мировыми судьями дел об административных правонарушениях только с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
 
Также КоАП РФ не предусматривает обязанности судебных органов извещать должностных лиц, составивших протоколы об административных правонарушениях, о дне рассмотрения дел об административном правонарушении. В связи с этим лица, составившие протоколы об административных правонарушениях, фактически лишены возможности поддержать в суде свою позицию, в результате чего мировыми судьями нередко принимаются постановления об отказе в привлечении виновных должностных лиц без достаточных к тому оснований.

 
 
 
АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И УСТРАНЕНИЯ УСТАРЕВШИХ, ДУБЛИРУЮЩИХ И ИЗБЫТОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ИЗБЫТОЧНЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ
 
 
В рамках анализа нормативных актов и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, избыточных контрольно-надзорных функций, а также по совершенствованию трудового законодательства и практике его применения Федеральной службой по труду и занятости были подготовлены и направлены в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проекты следующих федеральных законов:
 
– «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам обеспечения безопасности при перевозке работников автотранспортным средством)»;
– «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)»;
– «О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»;
– «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (по вопросам обеспечения прав сезонных работников);
– «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части гармонизации с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
 
Все указанные проекты федеральных законов проходят процедуры согласования (рассмотрения), в том числе на заседаниях рабочих групп Минтруда России по разработке законопроектов.
 
В целях дальнейшего совершенствования законодательства в части обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы с Минтрудом России прорабатываются следующие вопросы:
 
– установление персонификации ответственности собственника организации за возникновение задолженности по заработной плате работникам;
– предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право возмещения за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации неполученной заработной платы работникам организаций в случае длительности процедуры банкротства, предусмотрев механизм возврата указанных средств за счет конкурсной массы организации - банкрота;
– увеличение доли средств, направляемых на погашение задолженности по заработной плате, вырученных от реализации предмета залога при проведении конкурсного производства в случае банкротства организации;
– установление преимущественного удовлетворения требований по перечислению (выдаче) денежных средств со счетов в банках для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) перед требованиями по перечислению задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации);
– придание предписанию государственного инспектора труда об устранении нарушений, связанных с оплатой труда работников, статуса исполнительного документа и предусмотрение возможности принудительного списания денежных средств со счетов организации – должника.
 
Кроме того, в части совершенствования законодательства, в части охраны труда прорабатываются следующие вопросы:
 
– внесение изменений в статью 357 ТК РФ дополнения, предусматривающих предоставление государственному инспектору труда полномочия по приостановке во внесудебном порядке эксплуатации неисправного оборудования, агрегатов, объектов, зданий или сооружений до устранения неисправности;
– возложение ответственности на генерального заказчика и основного подрядчика за безопасное производство работ субподрядными организациями, что значительно снизит риск производственного травматизма при производстве строительных работ;
– определение перечня работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера;
– установление порядка, в соответствии с которым при несчастном случае на производстве независимо от степени тяжести повреждений здоровья пострадавшего государственная инспекция труда может проводить комплексную внеплановую проверку деятельности всего предприятия, индивидуального предпринимателя без согласования данной проверки с прокуратурой;
– разрешение включать в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хозяйствующие субъекты, в том числе относящиеся к малому предпринимательству, независимо от срока, истекшего со дня их государственной регистрации и окончания проведения последней плановой проверки, при условии, что в предшествующем году в данном хозяйствующем субъекте произошел несчастный случай на производстве со смертельным исходом;
– установление обязанности органов судебно-медицинской экспертизы по письменному запросу государственного инспектора труда безвозмездно направлять информацию о причинах смерти работника, получившего травму на производстве, и возможному наличию причинно-следственной связи между естественной смертью работника и воздействием на него вредных и (или) опасных производственных факторов;
– установление порядка, при котором работы с повышенной опасностью, перечисленные в специальном перечне, могут выполняться только штатными работниками, работающими по трудовым договорам, на которых распространяются требования трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
 
В перечень работ с повышенной опасностью, для выполнения которых запрещено привлекать работников на основании договоров гражданско-правового характера, необходимо внести следующие работы:
 
– работы на высоте (выполняемые без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 м и более, а также выполняемым на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 5 м);
– работы, выполняемые в водопроводных, канализационных и газовых колодцах;
– работы, выполняемые в замкнутых пространствах (резервуарах, трубопроводах и т.п.);
– все виды подземных работ;
– строительно-монтажные работы;
– перевозка грузов и пассажиров;
– подводные работы;
– работы по эксплуатации сложного производственного оборудования, требующего специального обучения.

 
 
 
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
 
 
Проводя анализ судебной практики за 2016 год можно сделать вывод об увеличении количества оставленных актов инспекторского реагирования без изменений и об отказе в удовлетворении исковых требований, что свидетельствует о положительной тенденции уменьшения количества отмененных актов инспекторского реагирования.




 
Наиболее часто решениями судов оставляются без изменений постановления по нарушениям ст. 5.27.1 КоАП РФ и отменяются по ст. 5.27 КоАП РФ. Так, за 2016 год было отменено 607 постановлений вынесенных должностными лицами государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

 
При вынесении большинства решений судом делается вывод о том, что указанные в постановлении нарушения по ст. 5.27 КоАП РФ являются индивидуальным трудовым спором.
 
В соответствии со статьей 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматривает комиссия по трудовым спорам или суд, а выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
 
При этом нарушения, признаваемые индивидуальным трудовым спором могут быть самыми разнообразными, в том числе нарушения трудового договора, заработной платы, окончательного расчета, отпусков, незаконного дисциплинарного взыскания либо незаконного увольнения и т.д.

 

 
 
Источник публикации: www.rostrud.ru
.












Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда