Объективная оценка условий труда
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Объективная оценка условий труда

22.07.2016 13:54:00
Третий год в нашей стране действует федеральный закон о специальной оценке условий труда. Cпециальная оценка условий труда (далее – СОУТ) повлекла за собой существенные изменения как в законодательстве, так и в отношениях между работодателями и работниками, между бизнесом и государством. Изменения произошли – и еще будут происходить – на всех уровнях государственной, общественной жизни и затронут всех работающих граждан. 

 

Андрей Викторович МОСКВИЧЕВ
,

член рабочих групп Минтруда России по разработке 
нормативных правовых документов, генеральный директор 
АО «Клинский институт охраны и условий труда»

 
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
УСТАНОВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ

 
Сама по себе процедура специальной оценки условий труда, по мнению тех, кто участвовал в ее разработке и в разработке законодательства, впитала в себя очень многие аспекты аттестации рабочих мест, и поэтому говорить о том, что СОУТ – это некий новый механизм, наверное, не стоит. Самое главное, что было изменено, – даже не столько сама процедура оценки условий труда, сколько использование ее результатов. Теперь результаты оценки условий труда очень широко и в полном объеме используются для установления гарантий и компенсаций работникам, чего раньше не наблюдалось. И именно этот аспект является новым. Его новизна заключается в том, что переход к принципу установления гарантий и компенсаций в зависимости от класса условий труда, а не от видов работ, приводит к тому, что необходимо уделять огромное внимание объективности оценки условий труда.
 
Очень часто вызывает непонимание вопрос, почему по результатам был получен примерно одинаковый класс условий труда, что был и раньше, а гарантии и компенсации существенно меняются. Это вызвано переходом от назначения гарантий по видам работ к классам условий труда, – и это самый сложный момент. Ведь механизм зависимости гарантий от видов работ существовал в нашей стране порядка 40 лет. За два с лишним года, что действует закон, появилась некоторая статистика судебных тяжб, как со стороны работодателей, так и со стороны работников по этому поводу. Но я бы не сказал, что сложилась целая система, поскольку огромное количество вопросов вызывает как сама процедура проведения специальной оценки условий труда, так и процедура установления гарантий и компенсаций. Эти аспекты следует разделять, потому что гарантии и компенсации лежат вне процедуры СОУТ. Для установления гарантий и компенсаций используются результаты спецоценки. Поэтому пока можно говорить о том, что судебные мероприятия, в основном, связаны с тем, что работники лишились гарантий и компенсаций и были плохо проинформированы, с чем это связано. Либо работодатель не предпринял каких-либо компенсирующих мер, чтобы каким-то образом сгладить потери.

 
«Вопрос осложняется тем, что сами работники не проинформированы о специальной оценке. В итоге они воспринимают эту процедуру как механизм лишения их льгот. Увы, достаточно непросто объяснить, почему 40 лет работникам говорили, что спуститься под землю – это значит попасть во вредные условия труда, а теперь сам по себе спуск под землю далеко не свидетельствует о том, что это будут вредные условия труда и за это будут положены гарантии и компенсации. Со стороны работодателей потребуется достаточно много усилий, чтобы пояснить работникам эти изменения и правильно, доходчиво проинформировать их об условиях труда и полагающихся гарантиях и компенсациях».

 
Конечно, еще долго это будет вызывать огромное количество вопросов, спорных моментов, и они будут решаться в судебном порядке. Но я бы не говорил, что это уже сложившаяся судебная практика. Да, есть определенные судебные дела, которые могут решаться как в пользу работодателей, так и в пользу работников, обеих сторон социального партнерства. Но точно могу сказать, что очень часто эти судебные решения сводятся к тому, что спецоценка проведена неправильно, организационно неверно.




 
Наша практика показывает, что проводить специальную оценку условий труда точно так же, как аттестацию рабочих мест, неправильно. Потому что если сегодня гарантии и компенсации вытекают из результатов спецоценки, и подход к ним изменился, то мы должны изменить подходы к самой оценке условий труда. В организационном плане СОУТ в большем объеме вводит участие работника в процедуру оценки. Он имеет право принимать участие при проведении процедуры спецоценки фактически на всех этапах как вторая сторона социального партнерства в комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Ранее, в рамках аттестации рабочих мест участие работников было не столь значимым и значительным, поскольку гарантии и компенсации устанавливались в зависимости от видов работ. Было практически без разницы, какой класс условий труда будет установлен на рабочем месте.
 
Сейчас все по-другому, значит, и организационно должно быть по-другому. Поэтому судебные дела, в основном, связаны с претензиями по организации работ, когда спецоценка проводится не в соответствии с Законом № 426-ФЗ. И если выясняется, что что-то забыли, то, безусловно, результаты отменяются и возникает необходимость провести новую спецоценку. Такая практика есть.
 
По остальным вопросам, по гарантиям и компенсациям, которые очень часто интересуют как представителей работодателей, так и работников, я бы не говорил, что есть сложившаяся практика в субъектах Российской Федерации, так как у судов встречаются различные мнения.

 
«Если у работника вредные условия труда, то у него идет накопление «вредного» стажа. Если у него не вредные условия труда, то, как и ранее, до следующей спецоценки «вредный» стаж не накапливается. Просто сейчас выбран единый подход, а не различные мнения территориальных отделений Пенсионного фонда субъектов РФ становятся решающими, имеет ли работник право на досрочную пенсию или нет».
 
 
ПЕНСИИ И СОУТ В ПЕРСПЕКТИВЕ
 
Существует непростой вопрос – как специальная оценка условий труда отразится на назначении досрочных пенсий. Когда мы ведем обучающие семинары или работаем с комиссиями по проведению спецоценки, то сталкиваемся с мнением, что спецоценка, попросту говоря, отбирает права работников на льготное пенсионное обеспечение. На самом деле, если на рабочем месте установлены безопасные условия труда, то у работников приостанавливается накопление «вредного» стажа как одного из условий для досрочного выхода на пенсию. Но обращаю внимание – и мы подтверждаем это той судебной практикой, которая существовала и до процедуры проведения спецоценки, – что право на льготное пенсионное обеспечение возникало у работников, занятых во вредных или опасных условиях труда, которые выполняли виды работ, относящиеся к списку № 2 или выслуга лет которых была отражена в Законе № 173-ФЗ о пенсиях в Российской Федерации, в определенных статьях.
 
Разумеется, два года практики – не срок, но все-таки уже накоплен некоторый опыт и можно делать какие-то прогнозы о перспективах специальной оценки условий труда в России. Не думаю, что мы уже полностью готовы изменить те подходы к установлению гарантий и компенсаций, которые не один десяток лет существовали в нашей стране. Но в этом плане специальная оценка условий труда – единственный механизм, позволяющий добиться объективных результатов для установления гарантий и компенсаций.

 
«В процессе разработки законодательства о СОУТ много обсуждений велось вокруг факторов, которые исключены из спецоценки. В обсуждениях принимали участие  представители всех сторон социального партнерства, трудовые объединения, объединения профсоюзов. Исключение из спецоценки ряда факторов было обосновано тем, что должны оцениваться лишь те факторы, которые оказывают влияние на здоровье работника».

 
Конечно, процедуру спецоценки еще необходимо прорабатывать, потому что на практике всплывают определенные нюансы, которые не позволяют в полной степени или объективно оценить условия труда у отдельных работников или объективно провести оценку по какому-то фактору. Эти нюансы нужно корректировать. На площадке Минтруда существует рабочая группа по мониторингу как Федерального закона № 426-ФЗ, так и Приказа Минтруда №33н, который определяет методику проведения спецоценки, там как раз эти вопросы и рассматриваются. И соответствующие корректировки мы увидим уже в ближайшее время. Одно из нововведений – это возможность осуществления процедуры декларирования на рабочих местах с безопасными условиями труда. Если сейчас есть возможность передекларирования или проведения идентификации с последующим инструментальным измерением и исследованием потенциально вредных факторов производственной среды, то в будущем предполагается следующее. Если измерения показывают, что условия труда безопасные, то можно будет заполнить декларацию и при отсутствии изменений условий труда продлевать действие декларации на последующие пять лет. Что, наверное, является достаточно обоснованным и удобным механизмом для ряда рабочих мест, где не используются сложное технологическое оборудование, материалы, сырье и так далее. В любом случае, процедура будет модернизироваться, но, наверное, идеологических изменений к подходу уже не будет.
 
Можно с уверенностью говорить о том, что специальная оценка условий труда сегодня – это единственно возможный объективный механизм оценки условий труда работников. Другой подобной процедуры нет. Исключение из спецоценки ряда факторов было вызвано решением, что должны оцениваться лишь те факторы, которые имеют влияние на здоровье работника. Существуют нормативно-правовые акты, обеспечивающие нормирование этих факторов. И это позволило создать механизм объективной оценки условий труда. Поэтому установление гарантий и компенсаций по результатам спецоценки – это те льготы, которые положены работникам в связи с тем, что один из имеющихся вредных факторов может парализовать течение всего трудового процесса.

 



Источник: по материалам официального издания Ассоциации «Эталон» – журнала «8 часов», №5, 2016.

 






Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда