Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Актуальная консультация: проведение специальной оценки условий труда на офисных рабочих местах

05.06.2019 7:35:00
Можно ли не проводить специальную оценку условий труда в офисе, если нет профессий с вредными условиями труда, ссылаясь на ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"? Аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась. С учетом позиции некоторых судов, если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее –  Закон № 426-ФЗ), применению не подлежит. Однако согласно другой позиции специальная оценка условий труда на данных рабочих местах может быть проведена до 31.12.2018.
Можно ли не проводить специальную оценку условий труда в офисе, если нет профессий с вредными условиями труда, ссылаясь на ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"? Аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась.
 


С учетом позиции некоторых судов, если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда, срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее –  Закон № 426-ФЗ), применению не подлежит. Однако согласно другой позиции специальная оценка условий труда на данных рабочих местах может быть проведена до 31.12.2018.




 

 
В ст. 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Согласно абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. До 01.01.2014 действовала прежняя редакция данной статьи, в которой была закреплена обязанность работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Специальная оценка условий труда должна проводиться один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Согласно ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ установлено, что в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018. Если ранее проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то специальную оценку условий труда нужно провести спустя пять лет с момента завершения аттестации, за исключением случаев, когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда.


 




Если работодатель не исполнил обязанность по проведению специальной оценки условий труда и контролирующие органы обнаружат это, то на работодателя могут наложить административный штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой предусмотрена ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.

Как указывается в Письме Минтруда России от 08.12.2014 № 15-1/В-1829, поэтапное проведение специальной оценки условий труда осуществляется только в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Специальная оценка условий труда рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, должна быть осуществлена в первоочередном порядке без разделения на этапы. Также, например, в Определении Приморского краевого суда от 02.07.2014 по делу №33-5613, Апелляционных определениях Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014, Омского областного суда от 26.02.2015 по делу № 33-1140/2015 отмечалось, что в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Вместе с тем некоторые суды приходят к выводу, что, поскольку организацией аттестация рабочих мест проведена не была, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона №426-ФЗ, применению не подлежат (Апелляционные определения Костромского областного суда от 02.06.2014 по делу №33-823, Мурманского областного суда от 28.05.2014 № 33-1478-2014, Архангельского областного суда от 23.03.2015 по делу № 33-1316/2015, Московского городского суда от 26.02.2015 по делу №33-5865/15, Решения Свердловского областного суда от 15.10.2014 по делу №72-773/2014, от 15.10.2014 по делу № 72-772/2014).
 
Е.Н.Гетьман
ЗАО "Сплайн-Центр"
Региональный информационный центр
Сети КонсультантПлюс




Источник публикации: КонсультатПлюс.



 







 
 
Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда