Министерство труда и социальной защиты РФ разъясняет процедуру проведения экспертизы качества СОУТ
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Министерство труда и социальной защиты РФ разъясняет процедуру проведения экспертизы качества СОУТ

16.10.2019 16:27:00
Специальная оценка условий труда направлена на реализацию права работника на безопасный труд. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве. Контролировать этот вопрос призвана экспертиза качества специальной оценки условий труда. 
Специальная оценка условий труда направлена на реализацию права работника на безопасный труд. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве. Контролировать этот вопрос призвана экспертиза качества специальной оценки условий труда. 
 
 
ЗАЧЕМ НУЖНА ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА СПЕЦОЦЕНКИ?


От результатов проведения специальной оценки условий труда зависит:
 
  • будут ли работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, предоставлены гарантии и компенсации и в каком размере;
  • уровень социальной защищенности работников;
  • решение задач по улучшению условий труда, обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.

Поэтому необходимо обеспечить качество и достоверность результатов проведения специальной оценки условий труда у работодателя. Чтобы решить эту задачу, а также защитить трудовые права работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в составе государственной экспертизы условий труда введена экспертиза качества специальной оценки условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).
 


КОГДА ЕЕ ПРОВОДЯТ?


Экспертиза качества спецоценки условий труда носит заявительный характер. Она проводится в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», по:

  • представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда;
  • заявлениям, которые поданы в орган проведения экспертизы органами исполнительной власти, работниками, профессиональными союзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов, а также работодателями, их объединениями, страховщиками;
  • на основании определений судебных органов.

Экспертизу качества спецоценки проводят органы исполнительной власти субъектов России по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведена спецоценка.


 
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭКСПЕРТИЗА?


Экспертиза качества спецоценки заключается в анализе ее результатов на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда. Проверяются:
 
  • правильность и достоверность сведений о выявленных на исследуемых рабочих местах вредных (опасных) факторах производственной среды и трудового процесса;
  • достоверность проведенных исследований (испытаний) и измерений указанных факторов;
  • правильность установления итогового класса (подкласса) условий труда в отношении исследуемых в рамках экспертизы рабочих мест.
 
При необходимости органом государственной экспертизы условий труда организуется проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса на исследуемых рабочих местах.

По итогам работы составляется заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют результаты спецоценки установленным требованиям законодательства или нет. Если установлены несоответствия, в заключении указываются выявленные при проведении специальной оценки условий труда нарушения.

 


ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА?


Если экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, определений судебных органов, а также по представлениям территориальных органов Роструда, в том числе по обращениям заявителей, то такая экспертиза проводится бесплатно.
 
Экспертиза качества специальной оценки условий труда является платной для заявителей – работников, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей или их объединений, являющихся страховщиками, обратившихся непосредственно в орган исполнительной власти субъекта России. Стоимость работ устанавливается органами государственной экспертизы условий труда с учетом Методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденных приказом Минтруда России от 9 октября 2014 г. № 682н.



 
КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ЭКСПЕРТИЗА ПОДТВЕРДИТ, ЧТО СПЕЦОЦЕНКА
БЫЛА ПРОВЕДЕНА С НАРУШЕНИЯМИ?


Выявленные по результатам экспертизы нарушения и несоответствия указываются в заключении государственной экспертизы условий труда. Его подписывает руководитель уполномоченного структурного подразделения органа государственной экспертизы условий труда, после чего заключение представляется заявителю. Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Порядок рассмотрения указанных разногласий и состав документов для данной процедуры установлен приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н.
 
Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, работодатель вправе потребовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.




КОНСУЛЬТАЦИЯ МИНТРУДА РОССИИ


 
– Кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?


– Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.


 
– На какое конкретное нарушение могут пожаловаться работодатели и работники?


– Работодатель может быть не согласен с проведенными исследованиями, испытаниями вредных или опасных производственных факторов и, конечно, с выводами о классификации условий труда на рабочих местах по результатам таких измерений. Например, он может считать, что рабочие места отнесены к тому или иному классу и подклассу условий труда неправильно. Ведь от этого зависит тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, объем гарантий и компенсаций работникам.

Точно также результаты спецоценки могут не устраивать работников или профсоюз. Например, работник может считать, что реальные условия его труда хуже, чем получились по результатам спецоценки, и он необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность.
 


 
– Куда надо обратиться работодателю, если он хочет провести госэкспертизу спецоценки?


– У работодателя есть два варианта. Либо он может самостоятельно обратиться в орган, проводящий госэкспертизу, — это органы по труду субъектов Российской Федерации. Но тогда ему придется оплатить проведение госэкспертизы. Либо он может пожаловаться на некачественное проведение спецоценки в территориальный орган Роструда. Если Роструд, рассмотрев обращение, решит, что оно обоснованно, он сам инициирует проведение госэкспертизы. В этом случае для работодателя она будет бесплатной.


 
– Может ли Роструд потребовать проведения госэкспертизы, если жалоб от работодателя, работника или профсоюза не поступало?


– Да, Роструд в рамках своей контрольно-надзорной деятельности может и при отсутствии жалоб прийти к выводу о необходимости проведения госэкспертизы качества спецоценки на рабочих местах конкретного работодателя.


 
– Как бы вы посоветовали работодателю поступить: самостоятельно обратиться за экспертизой или пожаловаться в Роструд?


– Лучше всего обращаться в Роструд. Зачем же платить деньги, если есть достаточно оснований для проведения госэкспертизы бесплатно? Но свою жалобу с просьбой проверить результаты спецоценки надо, конечно, обосновать. Ведь Роструд оценивает объективность доводов заявителя. То есть надо обязательно указать, как был нарушен порядок спецоценки, какие именно ее результаты и выводы вас не устраивают и почему, приложить документы. Если до этого на рабочих местах уже проводилась спецоценка или аттестация рабочих мест, желательно приложить к заявлению и ее результаты тоже.


 
– А если Роструд отказывает в удовлетворении жалобы, у работодателя сохраняется право провести госэкспертизу за деньги?

 
– Конечно. Можно даже, обратившись в Роструд, параллельно провести платную экспертизу.
 


 
– Может ли орган госэкспертизы отказать в ее проведении?


– Единственная причина, по которой орган госэкспертизы может отказать в проведении экспертизы, – недостаточные или неверные сведения о заявителе и об объекте спецоценки.


 
– Работник может инициировать госэкспертизу только на своем рабочем месте или также и на других рабочих местах?


– Если работник сам обращается в орган, проводящий госэкспертизу, и сам ее оплачивает, экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же работник жалуется на некачественную спецоценку в Роструд, то Роструд может принять решение провести госэкспертизу спецоценки не только рабочего места этого работника, но и других рабочих мест.
 


 
– Как работодатель, если он не является заявителем, узнает о проведении госэкспертизы?


– Работодателя уведомят о том, что на его рабочих местах проводится госэкспертиза качества спецоценки. Более того, от работодателя могут потребовать представить материалы, необходимые для проведения госэкспертизы.


 
– Какие именно это могут быть материалы?


– Четкого перечня таких материалов, к сожалению, нет. Поэтому потребовать могут любые документы, имеющие отношение к состоянию условий труда на предприятии и к проведенной спецоценке. Это в первую очередь отчет о спецоценке. Может также потребоваться отчет о предыдущей спецоценке или аттестации рабочих мест. Результаты и выводы этих отчетов свидетельствуют о состоянии фактических условий труда на рабочих местах работников, а также о праве этих работников на гарантии и компенсации за вредные и опасные условия труда. Возможно, для госэкспертизы окажутся нужны документы, касающиеся формирования комиссии по проведению спецоценки, графика проведения спецоценки. Представить требуемые документы надо в течение 10 дней. Либо, если таких документов у работодателя нет, сообщить о невозможности их представления.
 

 

– Сколько времени может занять проведение госэкспертизы условий труда?


– Стандартный срок, когда есть все нужные документы, – 30 дней. Но при необходимости, если надо будет провести дополнительные испытания, измерения вредных факторов, срок экспертизы может быть продлен еще на 60 дней – до 90 дней.




 


 
– Каковы возможные результаты проведения экспертизы и выводы, как они оформляются и доводятся до заинтересованных лиц?


– Результат госэкспертизы – признание правомерными требований заявителя и указание на необходимость проведения повторной спецоценки либо заключение об отсутствии оснований для проведения повторной спецоценки. Он оформляется заключением. Заключение должно содержать ссылки на нормативные документы. В течение 3 дней после подписания заключение направляется заявителю: работнику, работодателю, профсоюзу, в суд либо в территориальный орган Роструда. Если работодатель не был заявителем, орган госэкспертизы все равно уведомит его о результатах и направит ему заключение. Также о результатах госэкспертизы будет уведомлена организация, которая проводила спецоценку.
 


 
– А что дальше?


– Если госэкспертиза проводилась по обращению суда и подтвердила нарушения, это, безусловно, формирует доказательную базу для участника судебного процесса. Если по обращению Роструда – Роструд вынесет предписание об устранении нарушений.А для работников и работодателей, которые сами инициировали госэкспертизу, ее выводы о нарушениях будут основанием для возможного обращения в суд или в Роструд либо для защиты своих прав иным способом в рамках гражданско-правовых или трудовых отношений.
 


 
– Кто будет нести ответственность за некачественные результаты спецоценки?


– Ужесточена административная ответственность за нарушения в области охраны труда. Кроме того, введены дополнительные составы правонарушений, касающиеся именно проведения спецоценки, для работодателей, оценивающих организаций, а также для экспертов.
 
Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, проводившей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении ее экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. Либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.
 


 
– А работодателя тоже могут оштрафовать? Даже если он сам пожаловался в Роструд на плохое качество спецоценки или сам оплатил госэкспертизу?


– Это маловероятно, хотя гипотетически возможно. Ведь работодатель формирует комиссию по спецоценке, туда входят его представители. А если работодатель — ИП, то в комиссию входит он сам. Если комиссия приняла какие-то необоснованные решения, нарушающие порядок проведения спецоценки, член комиссии может быть оштрафован как должностное лицо.
 


 
– Если оказалось, что спецоценка была проведена некачественно, ее надо будет провести еще раз? Или достаточно внести изменения в отчет о спецоценке?


– Внести изменения в отчет о спецоценке нельзя. Правила ее проведения не предусматривают корректировку проведенного исследования, изменение класса или подкласса условий труда в результате госэкспертизы.
 
Работодатель может потребовать от оценивающей организации провести спецоценку повторно либо вернуть затраченные средства. Возможно, это удастся сделать в рамках мирового соглашения, а если нет, то работодатель может обратиться с иском в суд.
 


 
– Но ведь работодатель обязан проводить спецоценку в определенные сроки. А если результаты спецоценки были признаны недействительными, не получится ли, что работодатель ее как будто вообще не проводил?


– Если вы имеете в виду ответственность работодателя за непроведение спецоценки, то, думаю, она ему не грозит. Ведь фактически специальная оценка была проведена.


 
– А в какие сроки надо провести новую спецоценку?


– Законом отдельно не установлен срок проведения повторной спецоценки, если результаты прежней были признаны неправильными. Полагаю, что срок, в который работодатель должен устранить нарушения и провести повторную спецоценку, может указать в своем предписании Роструд в случае проведения госэкспертизы по его инициативе.
 


 
– Если экспертиза признала, что класс условий труда работников фактически не соответствует указанному в отчете о спецоценке, как работники будут получать гарантии и компенсации?


– Госэкспертиза, конечно, не сможет установить новый класс условий труда работников. И может возникнуть правовая лакуна, когда работник окажется без установленного класса условий труда. В то же время организации с вредными условиями труда, как правило, проводят оценку рабочих мест не впервые. Скорее всего, у них есть результаты аттестации рабочих мест, пусть и с закончившимся сроком действия. И до получения результатов новой спецоценки по соглашению с работниками, в том числе в рамках коллективного договора, можно будет временно использовать эти результаты.
 


 
– Если организацию или ее экспертов лишили права проводить спецоценку, работодатель ведь уже не сможет потребовать повторной спецоценки?


– Организация, проводящая спецоценку, должна иметь не менее пяти экспертов. Если их всего пять и хотя бы один лишается права заниматься профессиональной деятельностью, такая организация перестает соответствовать установленным критериям. И работодателю останется только требовать вернуть средства, которые он потратил на спецоценку. А повторную спецоценку проводить с помощью другой организации.

Если же у оценивающей организации экспертов больше указанного количества, то лишение одного из них права заниматься профессиональной деятельностью не помешает организации провести спецоценку повторно. Максимальное наказание – приостановление деятельности оценивающей организации либо лишение эксперта права работать по профессии – применяется лишь за повторное нарушение. Приостановление деятельности также непозволит такой организации проводить повторную спецоценку.
 


 
– Если заявитель не согласен с результатами госэкспертизы, может ли он и ее обжаловать?


– Конечно. Результат госэкспертизы можно обжаловать в Минтруде. По такой жалобе может быть назначена повторная экспертиза. Причем если в первый раз заявитель проводил экспертизу за свои деньги, повторная экспертиза будет для него бесплатной.
 


 
– Может ли оценивающая организация оспорить результаты самой спецоценки и ее госэкспертизы?


– Сейчас оценивающие организации не указаны в Законе № 426-ФЗ как субъект, который может подать обращение о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения спецоценки. Но Минтрудом были подготовлены поправки в Закон, которые наделяют оценивающие организации таким правом. Следовательно, если они будут не согласны с результатами госэкспертизы, они тоже смогут их оспорить.
 


 
– Сколько примерно может стоить госэкспертиза?


– В Методических рекомендациях, подготовленных Минтрудом, прописана структура затрат на проведение госэкспертизы: экспертиза самого отчета о спецоценке, изучение документации, проведение исследований, испытаний, измерений вредных или опасных факторов, но фактической стоимости нет.
 


 




    


Источники: rosmintrud.ru, etruda.ru, glavkniga.ru.
 
 






 





 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда