КОНТЕНТ-ПЛАН_Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

КОНТЕНТ-ПЛАН_Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

15.01.2021 6:48:00
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). 

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). Как и реализация любого нововведения осуществление на практике декларирования соответствия несомненно может вызвать определенные трудности. Причины возможных проблем рассматриваются в данной статье.  

 

Вопрос о необход
 
                            
Алена ЛЫСАК
Директор Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда

 
Юлия КУРОПТЕВА
Заместитель Директора Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда

 
 















В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия) подается работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. При этом под идентификацией в соответствии с разделом 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н,  понимается процедура, которая включает в себя следующие этапы:
 
  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор);
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление результатов идентификации.
 
Таким образом, несмотря на то, что практически на всех рабочих местах присутствует такой фактор, как световая среда, на отдельных рабочих местах может быть:

 
  • выявлен источник фактора и сам фактор;
  • наименование фактора сопоставлено с классификатором и имеет место совпадение наименования, но на основании результатов предыдущей оценки в рамках аттестации рабочих мест или производственного контроля принято решение не проводить измерение данного фактора в связи с отсутствием превышений.
 
При соблюдении вышеуказанных условий комиссией и экспертом по проведению специальной оценки условий труда признается тот факт, что производственные факторы на рабочем месте могут присутствовать, но они не носят потенциально вредный и (или) опасный характер, а значит, не нуждаются в идентификации и проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
 
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодателем подается декларация соответствия.
 
Кроме того при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
 
  • отсутствие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
  • отсутствие жалоб или предложений работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах,
  • условия труда на рабочем месте по результатам предыдущей оценки отнесены к допустимым;
  • отсутствие наименования профессии работника или видов выполняемых работ в списках, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
 
Ответственность за осуществление процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов несет эксперт, проводящий специальную оценку условий труда. При этом следует понимать, что выполнение всех перечисленных требований в случае декларирования соответствия условий труда не является исчерпывающим с точки зрения практики.  При принятии решения об отсутствии необходимости проведения измерений, руководствуясь только тем, что условия труда по ранее проведенной аттестации рабочих мест были признаны допустимыми, эксперт может столкнуться с проблемой нахождения фактического значения фактора на границе с гигиеническим нормативом.
 
Например, при нормативном значении шума в 80 дБА измеренное значение составило 80 дБА. Тогда, заявляя условия труда на таком  рабочем месте как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, работодатель несет определенный риск, связанный, к примеру, с возможностью наступления у работника профессионального заболевания. Ответственность за декларирование соответствия условий труда на рабочем месте несет работодатель.
 
Отдельного внимания также заслуживает вопрос прекращения действия Декларации соответствия условий труда при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, а именно:
 
  • на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание, связанное с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
 
В соответствии с законодательством при наступлении указанных обстоятельств действие Декларации соответствия прекращается. При этом приказом  Минтруда России от 07.02.2014 № 80н предусмотрена возможность оформления документа сразу на несколько рабочих мест, условия труда на которых соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

 
У работодателей в этой связи возникает вопрос, каким образом происходит аннулирование декларации соответствия в части одного рабочего места? Не вызовет ли это обстоятельство автоматическое прекращение действия всего документа, в том числе и в отношении остальных рабочих мест, указанных в ней?
 

Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству. Однако, если речь идет о десятках, сотнях и даже тысячах задекларированных рабочих мест, такие действия только усложняют работу сотрудников государственных инспекций труда, ведущих реестр деклараций.
 
Говоря о форме Декларации соответствия, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее образец предусматривает возможность указания в качестве идентифицирующих признаков рабочих мест только их наименований, индивидуальных номеров и количества занятых на них работников. Для организаций с небольшой численностью персонала таких сведений будет явно достаточно. В холдингах с развитой филиальной сетью или на крупных промышленных предприятиях, где специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, часто встречается несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях. Нарушение в отношении уникальности номера рабочего места приведет к невозможности учета декларируемых рабочих мест в реестре деклараций соответствия.

 










тражения в тексте Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». 

   

 
 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда