Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

АНО «НАРК» подготовлен обзор по некоторым вопросам прохождения независимой оценки квалификации

09.08.2019 11:50:00
Предлагаемый вашему вниманию обзор включает документы и материалы о прохождении независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», о страховых взносах сумм оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена, а также о присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства.
Предлагаемый вашему вниманию обзор включает документы и материалы о прохождении независимой оценки квалификации, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», о страховых взносах сумм оплаты организацией-работодателем стоимости независимой оценки квалификации работника, проводимой в форме профессионального экзамена, а также о присвоении квалификационных разрядов по результатам профессионального обучения по профессиям сварочного производства.



 

Источник фото: shutterstock.com.


 
В тексте документа сообщается, например, что в случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.






 
Доведено письмом АНО «НАРК»
от 11 июля 2019 г. № 632/19
 


ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ
ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ


 
 
I. О ВОПРОСАХ ПРОХОЖДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОВОДИМОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г. № 238-ФЗ «О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ»
 
 

В 2017 году Минтруд России в информации «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» » (от 21 апреля 2017 г.) изложил позицию о том, что «оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований». Эта позиция находила отражение в средствах массовой информации, комментариях специалистов, а также в формирующейся судебной практике по данному вопросу (решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № АКПИ17-733).


 
С момента публикации этой информации прошло два года. Можно ли сейчас утверждать, что независимая оценка квалификации остается добровольной для всех работников и работодателей и не влечет за собой каких-либо последствий?


 
Законодательство Российской Федерации не содержит прямых норм о том, что проведение независимой оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.


 

 
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации определяет работодатель.


 
Направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, а также трудовым договором, заключенным между работодателем и работником.
 
 


Источник фото: shutterstock.com. 

 

Работодателем определяется перечень необходимых профессий и специальностей для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации (с учетом мнения представительного органа работников).
 
Работники имеют право на прохождение независимой оценки квалификации, которое реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (статья 197 ТК РФ).
 
В случае если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение независимой оценки квалификации, а работники обязаны проходить соответствующие экзамены, то работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусматривать в своих коллективных договорах или локальных нормативных актах такие обязательства (такая практика уже существует, например, в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта). В этом случае прохождение независимой оценки квалификации является обязательным как для работодателей, так и для работников отрасли.
 



Источник фото: shutterstock.com.


 
Так, пунктом 1.12 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019-2021 годы, заключенного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения с Федерацией лифтовых предприятий, предусмотрено обязательство работодателей осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в рамках независимой оценки квалификации, а в пункте 1.10 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы наличие свидетельства о квалификации предполагается учитывать при премировании работников отрасли.
 
Кроме того, обязательность прохождения независимой оценки квалификации для работников лифтовой отрасли уже установлена законодательно.




Источник фото: shutterstock.com.


 
В соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743) оценка квалификации работников, осуществляющих деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъемных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона «О независимой оценке квалификации» .
 
Негативные последствия могут наступить для работника (соискателя) в случае, если результаты независимой оценки его квалификации оказались неудовлетворительными. К примеру, трудовое законодательство не запрещает работодателю принять решение об отказе в трудоустройстве соискателя в случае его недостаточной квалификации, подтвержденной неудовлетворительным результатом прохождения независимого профессионального экзамена, в случае направления соискателя на независимую оценку квалификации за счет средств работодателя (Вопрос: ...Правомерно ли отказать в трудоустройстве соискателю в случае неудовлетворительного результата независимой оценки квалификации или при отказе от ее прохождения? (Консультация эксперта, Минтруд России, 2018), или не запрещает работодателю учитывать результаты независимой оценки квалификации при проведении аттестации работника в соответствии со статьей 81 ТК РФ.
 
В заключение отметим, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВЫМ 29 сентября 2018 года, развитие института национальной системы квалификаций, в том числе за счет повышения вовлеченности работодателей, является одной из приоритетных мер, направленных на поддержание уровня и обновление структуры занятости населения.
 
Федеральные органы исполнительной власти активно взаимодействуют с советами по профессиональным квалификациям для решения задач обеспечения отраслей необходимыми кадрами.
 
Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве совместно с Министерством строительства Российской Федерации реализуют План мероприятий по формированию отраслевой системы квалификаций в ЖКХ. Совет по профессиональным квалификациям в области обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях заключил соглашение с МЧС России о консолидации усилий общества и государства в решении проблем пожарной безопасности и общественных объединений пожарной охраны по укреплению противопожарной защиты населенных пунктов и объектов экономики в Российской Федерации. Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка было заключено соглашение о сотрудничестве с Центральным банком Российской Федерации в целях повышения эффективности функционирования системы профессиональных квалификаций в финансовой сфере Российской Федерации.
 



Источник фото: iz.ru.



Согласно Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы стороны социального партнерства в электроэнергетике на отраслевом, территориальном и локальном уровне предпринимают усилия по внедрению отраслевого сегмента Национальной системы профессиональных квалификаций, включая, независимую оценку квалификации работников, в том числе приняли на себя обязательства по формированию планов, предусматривающих периодическую оценку профессиональных квалификаций работников в соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификаций».
 
Во исполнение пункта 2.5 Плана мероприятий (Дорожной карты) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года (одобрена Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 19 октября 2018 г., протокол № 30) до 2021 года планируется внести изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками, предусматривающие применение профессиональных стандартов и результатов независимой оценки квалификаций...















 
 
 

Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда