Правильный путь
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Правильный путь

19.07.2019 18:05:00
В конце июня ОАО «РЖД» принимало на площадке Центра научно-технической информации и библиотек руководителей по охране труда крупнейших предприятий России. Встреча была организована по инициативе генерального директора Клинского института охраны и условий труда Андрея Москвичева.
В конце июня ОАО «РЖД» принимало на площадке Центра научно-технической информации и библиотек руководителей по охране труда крупнейших предприятий России. Встреча была организована по инициативе генерального директора Клинского института охраны и условий труда Андрея Москвичева.



Подобные встречи дают участникам уникальную возможность обменяться передовым опытом и рассказать о своих проектах в сфере управления системой охраны труда. Такой дискуссионный клуб по охране труда – пока единственный в России. Интересный живой формат его проведения позволяет участникам высказать свое мнение, делиться мыслями о том, как эффективнее решить ту или иную проблему.        







В ходе встречи было представлено много интересных проектов. РЖД на правах хозяев площадки открыли совещание, продемонстрировав свои наработки. О новых элементах в системе управления охраной труда рассказал начальник Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Петр ПОТАПОВ.


 

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – НАРУШЕНИЙ НЕТ


В 2014 году в ОАО «РЖД» были внедрены комплексная система оценки состояния охраны труда КСОТ-П, режимы управления охраной труда и другие новшества. И эта комплексная практика показала отличные результаты: травматизм в компании с того момента снизился почти вдвое.  

В чем суть практики: это визуализированный контроль, основанный на профилактической модели управления, которая определяет производственные риски и причины их возникновения. Руководители и сотрудники на местах непосредственным образом участвуют в процессе. Один из базовых принципов этой концепции – «Выявлять угрозы – контролировать риски», он, кстати, полностью совпадает с главным пунктом концепции Vision Zero, к которой компания ОАО «РЖД» присоединилась в прошлом году.

КСОТ-П условно можно разделить на пять составляющих:


1. Визуализированная карта по охране труда.

Предполагает ежедневный визуальный контроль и максимально простое заполнение формы 
 креста, размеченного на 31 клетку, по количеству дней в месяце. Каждая клетка делится надвое (день – ночь) и закрашивается в определенный цвет. Зеленый – цвет безопасности и нарушений нет. Желтый предупреждающий: зафиксировано нарушение и соответственно необходимо особое внимание работников. Красный – цвет опасности, зафиксирован несчастный случай, в результате которого пострадали люди.  Еще есть синий и оранжевый цвета – кто-то из персонала получил микротравму или выявлено несколько незначительных нарушений одновременно.

«Ценность этой системы в том, что любой работник может подойти и внести любое замечание, как цветом, так и записать в ведомость несоответствий: что случилось, где, в каком подразделении», рассказывает Петр ПОТАПОВ. Помимо этого, работник может приложить фотографию нарушения.
 
Все риски и возможные проблемы четко прописаны и понятны работникам, хотя, как отмечают железнодорожники, система «приживалась» не сразу и были трудности с внедрением, не все работники понимали, что от них хотят. Стоит отметить, что метод креста безопасности применяют такие предприятия как «Северсталь», «КамАЗ» и другие, а на прошлой встрече, которая проходила в январе на Смоленской АЭС концерна «Росэнергоатом», участники также увидели его применение и смогли перенять в свой «арсенал» эту методику. 


2. Периодичность контроля: каждый день или смену, каждый месяц и каждый квартал. Ответственными за проверки являются руководители всех уровней.


3. Ведомость несоответствий. В нее записываются обнаруженные ошибки обеспечения требований по охране труда, а также принятые меры. Записи делает проверяющий, а также, как было описано выше, сами работники. Ведомость используется для дальнейшего анализа и расследований, при этом работники, выявляющие нарушения, поощряются.


4. Буквально в каждом подразделении размещен уголок КСОТ-П, он все время «на глазах» работников. Это важно! Работнику нет нужды напоминать о действующей системе контроля, необходимости внимания и результатах. Он их видит постоянно.  


5.  Визуализированная карта осмотра рабочего места. Она предназначена для оперативного и интуитивно понятного контроля за рисками. Простой взгляд на карту позволяет оценить вероятность опасного или вредного влияния, узнать о том, как защититься. Используются простые условные обозначения, которые не нуждаются в толковании. Это экономит время, которого в критической ситуации всегда не хватает. В таблицу в отдельные графы заносятся данные об оборудовании, персонале, классе условий труда, выполняемых производственных операциях. Также фиксируются опасные факторы, риски, класс риска, применяемые средства защиты.


Применение КСОТ-П позволяет максимально визуализировать ситуацию с охраной труда, вовлекать персонал и получать от него обратную связь, точечно планировать финансовые затраты на охрану труда.

Новая практика пришла на смену устаревшей системе трехступенчатого контроля, которая была основана на принципе реагирования на уже случившиеся инциденты и не давала работнику информации о наличии рисков и возможных опасных ситуациях, а самое главное – не давала ему возможность эти риски выявить самостоятельно и предложит варианты их устранения.



РЕЖИМ БЕЗ ФОРМАЛИЗМА


В ОАО «РЖД» используются четыре режима управления охраной труда в зависимости от уровня производственного травматизма – основной, усиленный, повышенный и индивидуальный.

Первый означает, что состояние производственного травматизма в сравнение с аналогичным периодом прошлого года штатное, второй – умеренно-опасное, третий – опасное, а последний 
ситуация с производственным травматизмом неблагополучная. При этом руководитель любого уровня сам оценивает состояние безопасности труда во вверенном подразделении и что важно, сам принимает решение о вводе режима управления без указания сверху.
 

                    


В основе данной системы – матрица функциональной ответственности должностных лиц.
В ней прописана до мельчайших подробностей вся логистика действий работника при том
или ином режиме.



 
«VISION ZERO». НЕ МЕЧТА, А РЕАЛЬНОСТЬ 


В 2018 году компания РЖД одной из первых в России присоединилась к всемирной концепции нулевого травматизма «Vision Zero». Для ее реализации и обеспечения нулевых показателей травматизма со смертельным исходом в РЖД разработана широкомасштабная программа и дорожная карта к ней.  

В соответствии с дорожной картой идет пересмотр нормативных документов, а также наиболее травмоопасных технологических процессов. Из опасных зон постепенно выводят сотрудников. В ключевые показатели эффективности работников и условия соревнования трудовых коллективов внесены показатели по обеспечению нулевого травматизма.









 








 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда