Из материалов судебной практики по специальной оценке условий труда
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Из материалов судебной практики по специальной оценке условий труда

01.04.2019 13:52:00
Прошло почти пять лет с момента принятия Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Естественно, за этот период обозначились спорные вопросы, в частности касающиеся предоставления льгот, порядка проведения данной процедуры, что в свою очередь не могло не привести к обращениям в суды и работников и работодателей.
Прошло почти пять лет с момента принятия Федерального закона № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда». Естественно, за этот период обозначились спорные вопросы, в частности касающиеся предоставления льгот, порядка проведения данной процедуры, что в свою очередь не могло не привести к обращениям в суды и работников и работодателей.
 

Всем мы помним поговорку «предупрежден, значит вооружен». Поэтому хотелось бы обратить внимание специалистов на уже имеющуюся судебную практику, и предостеречь тем самым от возможных нарушений законодательства и как следствие последующей ответственности за эти нарушения. Итак, рассмотрим две чаще всего встречающиеся ситуации нарушений законодательства в вопросах специальной оценки условий труда.
 
1. В связи с внесением изменений в Трудовой кодекс РФ, а именно: в статьи 92, 117, 147 (данные статьи регулируют предоставление гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда), с 01.01.2014 г. многие работодатели отменили часть гарантий, установленных работникам по результатам аттестации рабочих мест. Стали предоставлять гарантии и компенсации в соответствии с вступившими в силу нормами Трудового кодекса РФ, а не действовавшими на момент утверждения результатов аттестации рабочих мест нормативными актами, в частности Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 года.
 

Решением Мурманского областного суда от 14.05.2014 г. по делу № 33-1220-2014 подобные действия работодателя были признаны незаконными. Согласно судебному решению: в силу положений части 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
 


 
Если в настоящее время работник трудиться во вредных и (или) опасных условиях труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, то гарантии и компенсации предоставляются в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ (до внесения изменений от 01.01.2014 года) и положениями Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870.

 
Предоставление гарантий и компенсаций в порядке и размерах определенных действующей редакцией Трудового кодекса РФ возможно только на основании результатов специальной оценки условий труда, проведенной в соответствии с требованиями Федерального закона «О специальной оценке условий труда».
 
2. Распространена и следующая ситуация.
 

Работодатель, у которого не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), при проверке ГИТ предоставляет инспектору, в качестве обоснования проведения спецоценки, приказ о создании комиссии, график проведения работ, кто то предоставляет и перечень рабочих мест, считая, что этих доводов достаточно, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности за непроведение СОУТ.

Суд же придерживается другой позиции. Этот факт отражен в решении Смоленского областного суда от 13.01.2015 г. по делу № 21-6/2015, согласно которому утверждение Организацией состава комиссии и составление графика проведения СОУТ в отсутствие заключенного договора на проведение СОУТ не свидетельствуют о начале проведения СОУТ, что влечет нарушение прав и законных интересов работников Общества.
 


 
Начало проведения спецоценки условий труда должно подтверждаться совокупностью документов.
 

 
Напомним, что в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение СОУТ является обязанностью работодателя. Кроме того, работодатель должен ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения СОУТ на его рабочем месте и предоставить работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения СОУТ.
 
С.А. Климова
 


Источник публикации: otrude.ru.


 



 







 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда